Плацебо усилило приятные ощущения PDF Print E-mail
Wednesday, 30 October 2013 00:00

Физиологи выяснили, что плацебо не только способно уменьшать боль, но и увеличивать интенсивность приятных ощущений. Магнитно-резонансное сканирование мозга показало, что за оба типа ощущений отвечают схожие структуры мозга, что и объясняет выявленный исследователями эффект. Подробности со ссылкой на публикацию специалистов из университетов Гетинбурга (Швеция) и Осло (Норвегия) в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences приводит Medical Express.

Исследователи показали добровольцам короткий фильм, рассказывающий о способности гормона окситоцина снижать интенсивность боли и увеличивать интенсивность приятных ощущений. После этого участники воспользовались назальным спреем, который, как сказали им ученые, мог содержать окситоцин. Эксперимент якобы должен был проверить эффективность окситоцина двойным слепым методом, хотя на самом деле преследовал совершенно иные цели, поэтому все испытуемые получали плацебо.

Далее участники касались рукой горячего нагревателя, температуру которого исследователи выставили на отметке в 47 градусов Цельсия. Контакт с ним был болезненным, но не грозил ожогами: такое воздействие применяется во многих опытах по восприятию боли. Как и следовало ожидать, плацебо достоверно уменьшало субъективную интенсивность ощущений по сравнению с теми, кто прикасался к нагревателю без какой-либо предварительной подготовки, но эта часть опыта не была главной. Ученые также касались руки добровольцев мягкой кисточкой, создавая приятные ощущения — и их интенсивность у получивших плацебо оказалась достоверно выше по сравнению с контрольной группой.

Магнитно-резонансное сканирование мозга подтвердило гипотезу, согласно которой за восприятие приятных и болезненных стимулов отвечают одни и те же структуры мозга. В пользу этого говорили данные многих других исследований, однако авторы новой работы впервые проверили способность плацебо усиливать приятные ощущения и зафиксировали активность мозга, которая связана с появлением подобного эффекта.

Изучение феномена плацебо позволяет разрабатывать новые болеутоляющие средства, а также способствует лучшему пониманию работы мозга в целом. С появлением магнитно-резонансной томографии ученые смогли детально изучать то, какие именно отделы мозга активируются в тех или иных случаях, однако разрешающая способность томографов пока далека от выявления отдельных нейрональных структур. Чтобы перейти на уровень отдельных клеток, физиологи используют эксперименты на животных: где можно либо вживлять электроды, подходящие к отдельным частям нейрона, либо даже заставлять клетки мозга флуоресцировать в ответ на определенные стимулы.

Источник - http://lenta.ru/news/2013/10/30/pleasureandpain/