Восточные африканцы оказались особо чувствительны к горькому PDF Print E-mail
Tuesday, 12 November 2013 00:00
Рецептор GPCR (красный) и связанные с ним ГТФазы на внутренней стороне клетки

Международная группа изучила географическое распределение вариантов гена (TAS2R16 ) одного из рецепторов горечи и обнаружила мутацию, которая делает человека особо чувствительным к салицину. Этот «чувствительный» вариант гена оказался наиболее распространен в восточной Африке. Исследование опубликовано в журнале Molecular Biology and Evolution.

В ходе работы ученые определили последовательность кодирующей части гена у 595 человек из 74 африканских народностей. Африка была выбрана как родина человечества, где наблюдается наибольшее генетическое разнообразие — вариации генов вне Черного континента обычно укладываются в подмножество африканских. Такой же анализ дополнительно был проведен и на 94 людях из 11 неафриканских популяций.

Параллельно с генетическим анализом ученые измеряли чувствительность к горькому с помощью раствора салицина. Кроме того, влияние различных вариантов гена на уровень его активности (количество синтезированных белков-рецепторов) проверяли в экспериментах на культурах клеток.

Ученые обнаружили 15 вариантов гена TAS2R16, большая часть из которых встречалась только в Африке. Только один из них наделял человека особой чувствительностью к салицину, и, как показал статистический анализ, именно этот вариант находился под положительным отбором. Другими словам, появившаяся около миллиона лет назад мутация, которая делала древних людей чувствительными к горечи салицина, была очень эволюционно выгодна.

Салицин в больших количествах содержится в коре ив — от их латинского названия (Salix) вещество и получило имя. Салицин применяется как противовоспалительное вещество. По структуре вещество сильно напоминает аспирин.

У человека имеется как минимум 25 генов, кодирующих рецепторы горьких веществ. Как и рецепторы сладкого, все они относятся к типу GPCR. Самих горьких веществ известно не менее 550 штук. Такое разнообразие связано с тем, что горечь обычно выступает как сигнал опасности пищи.

Источник - http://lenta.ru/news/2013/11/12/africantaste/