У термитов нашли передаваемые по наследству схемы термитников PDF Print E-mail
Tuesday, 19 November 2013 00:00
Термитники из лаборатории и сами термиты

Японские исследователи обнаружили, что термиты одного вида из разных колоний строят разные термитники. Если колонию разделить на части и предоставить каждой группе свой запас прессованных опилок для строительства, то они создадут независимо друг от друга схожие постройки. Подробности со ссылкой на статью в журнале Insectes Sociaux приводит Science Shots.

Специалисты из университета Киото изучали поведение термитов вида Reticulitermes speratus, которые обычно живут под землей и питаются целлюлозой. Ученые сначала добыли восемь разных колоний в разных пригородах Токио, а затем поместили их в лабораторные пластиковые боксы с брикетами прессованных опилок. Каждую колонию при этом разделили на пять групп. Часть насекомых не стала что-либо строить, одно сооружение обрушилось в ходе опытов, но 37 построенных к концу эксперимента термитников позволили сделать выводы о наличии у каждой колонии собственной уникальной схемы жилища.

Чтобы избежать субъективных ошибок при сопоставлении термитников, исследователи описали каждый экземпляр рядом параметров. Жилища насекомых характеризовались числом боковых ходов, размером разных частей, а также наличием пересекающихся тоннелей: эти объективно регистрируемые параметры использовались для статистического анализа. Ученые провели как кластерный, призванный выявить схожие между собой термитники, так и дисперсионный анализ, который позволил установить достоверность отличий одной группы от другой. Представленные в исследовании данные говорят в пользу того, что отдельные колонии действительно отличаются наличием собственного «архитектурного стиля» и характерные схемы организации термитника могут передаваться по наследству.

Ранее группе американских исследователей удалось показать, что особенности строения нор хомячков каким-то образом закодированы в геноме животных. Выявить конкретные гены, ответственные за наличие дополнительных выходов или длину тоннелей ученым не удалось, но они доказали гипотезу о генетической обусловленности схемы норы в серии экспериментов по скрещиванию грызунов.

Источник - http://lenta.ru/news/2013/11/19/inheritedplans/