NASA вспомнило про забытый эксперимент с лунной пылью PDF Print E-mail
Thursday, 21 November 2013 00:00
Детектор лунной пыли - коробочка снизу слева на вершине большого куба

Американское космическое агентство обнаружило потерянные сорок лет назад научные данные о скорости оседания лунной пыли. Анализ экспериментов, проведенных вскоре после возвращения астронавтов с Луны, позволил узнать о том, что лунная пыль накапливается на поверхностях в десять раз быстрее, чем было принято думать. Подробности приводятся в сообщении Американского геофизического общества со ссылкой на научную статью в Space Weather.

Данные о пыли были собраны специальными детекторами, которые были доставлены на Луну вместе с космическим кораблем Аполлон-12. Следующие экспедиции (14 и 15) тоже привезли вместе со всем остальным оборудованием разработанные для эксперимента Lunar Dust Detector приборы и до 1977 года они передавали свои показания на Землю.

Каждый прибор весил всего 260 грамм и представлял собой коробочку с тремя секциями солнечных батарей. Три батареи отличались уровнем противорадиационной защиты и за счет этого ученые смогли определить причину их медленной деградации со временем. Наблюдения показали, что даже наиболее защищенные фотоэлементы изнашиваются немногим медленнее открытых и это прямо указывало на пыль как главный источник повреждений.

Кроме того, из данных эксперимента следовало накопление лунной пыли в десять раз быстрее, чем было принято думать. Эти результаты противоречили предполагаемому количеству пылевых частиц из космоса и пыли, которая должна падать на солнечные батареи после падения вблизи метеоритов. Ученые отмечают, что это расхождение опытных данных с теорией нельзя было объяснить без принятия гипотезы о способности лунной пыли висеть в вакууме над поверхностью, но такое поведение мелких частиц казалось противоречащим законам физики.

Тем не менее, говорят исследователи, вокруг Луны вполне может существовать насыщенный пылью слой. Он образуется за счет электризации пыли на поверхности солнечным излучением, в результате чего частицы поднимаются вверх электростатическими силами. Гипотеза о пылевой оболочке Луны согласуется с ореолом вокруг спутника, который был сфотографирован с окололунной орбиты и в настоящее время эту пыль пытаются обнаружить и исследовать при помощи запущенного осенью 2013 года спутника LADEE.

Источник - http://lenta.ru/news/2013/11/21/breakingnews/