Специально без НТВ«Лента.ру» вспоминает лица «четвертой кнопки» последнего десятилетия06:39 26 октября 2013АНБ опровергло слухи о взломе своего сайта PDF Print E-mail
Интернет-новости
Monday, 28 October 2013 10:54

Борис Йордан стал гендиректором НТВ в апреле 2001 года. Газовый монополист «Газпром», получивший контроль над НТВ и другими медиаресурсами Гусинского, через свою дочку «Газпром-медиа» инициировал внеочередное собрание совета директоров, сместив возглавлявшего телеканал Евгения Киселева. Вместе с Йорданом на телеканал вернулся Владимир Кулистиков, бывший глава информационного вещания НТВ, и занял пост главного редактора. Йордан, Кулистиков и гендиректор «Газпром-медиа» Альфред Кох в начале нулевых почитались едва ли не главными душителями свободы слова и ликвидаторами лучшего в России телевизионного канала. Уходившие вместе с Киселевым журналисты организовывали массовые митинги, логотип НТВ был перечеркнут плашкой «Протест!», сетку вещания перекроили: журналисты в прямом эфире увлеченно, часами, обсуждали свое будущее.

Йордан ― потомок белоэмигрантов, родившийся и получивший финансовое образование в США. Бакалавр в области российско-американских экономических отношений, в 1992 году он консультировал Госкомимущество, возглавляемое Анатолием Чубайсом, по вопросам первых залоговых аукционов. Затем ушел в бизнес, в частности, создал группу компаний «Ренессанс». Проживший почти все девяностые в России американец, заняв практически расстрельную должность, смог на ней добиться успеха. Ушедших журналистов заменили новые, программа «Намедни» оставшегося на телеканале и разругавшегося с Киселевым Леонида Парфенова из просто хорошей довольно быстро стала выдающейся. Девиз «Новости ― наша профессия» отменять было еще рано.

Карьера Йордана на НТВ пострадала от теракта на Дубровке. 23 октября 2002 года чеченские боевики захватили в заложники почти тысячу человек — актеров и зрителей мюзикла «Норд-Ост». Журналисты подробно освещали эту трагедию. Пытались в прямом эфире дозвониться до возглавлявшего группу террористов Мовсара Бараева (террористы бросили трубку), приглашали в студию сурдопереводчика, который читал по губам сказанное Владимиром Путиным ― протокольная съемка встречи президента с силовиками была распространена пресс-службой без звука. Наконец, согласно всем известной версии, которую впервые выдвинул сам Путин, якобы НТВ в прямом эфире показывал передвижения силовиков вокруг театрального центра на Дубровке (на самом деле, такой трансляции не было — несколько общих планов показали только в новостях). Во время штурма 130 заложников погибли, задохнувшись от усыпляющего газа.

В совокупности этого оказалось достаточно, чтобы Владимир Путин крайне резко оценил работу «одного телеканала» ― президент обошелся без названий и имен, но все и так было очевидно. В декабре 2002-го стало ясно, что Йордан уходит, в январе 2003-го сотрудничество было завершено формально.

Йордан совсем оставил медиабизнес, продолжает руководить компанией «Ренессанс-страхование» ― одной из крупнейших в отрасли. Сейчас охотно комментирует поправки в закон об ОСАГО, например. Кроме этого, создал в 2011 году при Нью-йоркском университете «Йордан-Центр», где периодически собираются эксперты по России с целью «углубленного изучения ее прошлого, настоящего и будущего».

* * *

Заместитель Йордана Рафаэль Акопов до прихода на НТВ (это произошло в том же 2001 году) никогда не был связан с медиабизнесом. Юрист в области корпоративного права, до этого он вел дела, связанные с нефтяным и металлургическим бизнесом. На НТВ Акопов в основном занимался финансовой, кадровой и юридической политикой. А также окончательно завершил выкуп связанных с НТВ активов у сворачивавшего свою деятельность в России Владимира Гусинского.

С телеканала Акопов ушел ненамного позже Йордана, в июне 2003-го, и стал куратором медиаактивов холдинга «Интеррос» Владимира Потанина. В 2004 году активы были объединены в холдинг «Проф-медиа», который Акопов и возглавлял вплоть до 2013 года. Холдинг продал «Газпром-медиа» газету «Известия» (в 2004-м), приобрел «Рамблер-медиа», издательский дом «Афиша», телеканалы «2х2» и «МTV Россия». В 2005-2007 годах группа ЕСН при посредничестве «Газпром-медиа» приобрела у «Проф-медиа» акции ИД «Комсомольская правда». Когда информация о том, что «Газпром-медиа» действует в интересах ЕСН, была обнародована публично, Акопов дал, возможно, самый лаконичный комментарий в истории СМИ, сказав: «Нам *****». Введение Госдумой запрета на употребление мата в СМИ Акопов сравнил с запретом мини-юбок.

* * *

Леонид Парфенов вел на «послекиселевском» НТВ программу «Намедни» ― одну из лучших аналитических передач начала нулевых. Благодаря «Намедни» Парфенов окончательно укрепил свои позиции как тележурналист номер один в стране. А его манеру держаться в эфире осознанно или не очень копировали сотни тележурналистов по всей стране, вплоть до сотрудников небольших региональных телекомпаний.

Делать аналитическую программу на политические темы даже при первом путинском сроке оказалось не так просто. Из эфира «Намедни» по решению руководства НТВ не раз снимались сюжеты, например, об авторе книги «Байки кремлевского диггера» Елене Трегубовой. Уйти с телеканала Парфенову, как и Йордану, пришлось также из-за чеченских террористов. Интервью с вдовой убитого российскими спецслужбами в Катаре президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева успело выйти на Дальнем Востоке и в Сибири, но было запрещено к показу в европейской части России. Запрет Парфенов потребовал оформить письменно ― это сделал заместитель гендиректора НТВ по информационному вещанию Александр Герасимов, сам бывший телеведущий, ― после чего документ оказался в распоряжении «Коммерсанта». Парфенов был уволен в июне 2004-го за нарушение трудового договора и корпоративной этики. Российское ТВ к 2004 году уже обслуживало исключительно государственные интересы, так что увольнение фактически означало запрет на профессию. В том же 2004-м был уволен и Герасимов ― в 2005-2011 годах он возглавлял принадлежащую «Газпром-медиа» радиостанцию «Сити-FM», а сейчас руководит информационным вещанием Общественного телевидения.

Парфенов же в декабре 2004-го стал главредом российской версии журнала Newsweek. Он проработал там до 2007 года. В 2008-м вышел первый том его книги «Намедни» (бумажная версия первой версии программы о повседневной жизни в СССР и России, начиная с 1961 года). Во второй половине нулевых Парфенов также снимал отдельные телефильмы и программы. В основном, для «Первого канала».

В декабре 2011 года Парфенов как-то сам собой стал одним из узнаваемых лиц поднявшегося в России протестного движения «За честные выборы». По популярности он мог спорить с любым из действующих политиков; выступал на митингах, снимался в остросатирических клипах вместе с Ксенией Собчак и Васей Обломовым. Однако от активной политической деятельности вскоре отошел и в Координационный совет оппозиции в 2012 году не баллотировался.

В 2012-м и в 2013-м он недолго сотрудничал с телекомпанией «Дождь». Первая программа, которую Парфенов вел вместе с Владимиром Познером, была закрыта после ухода его соведущего (по настоянию «Первого канала», главного работодателя Познера). В 2013-м же телеканал не смог финансово поддерживать производство шоу «Парфенов», объявленный сбор средств не помог, и программа закрылась в июне после 12 выпусков. 23 и 24 октября 2013 года Парфенов презентовал в Москве и Петербурге свою новую историческую книгу «Российская империя. Петр I. Анна Иоанновна. Елизавета Петровна».

* * *

Карьера Николая Картозии на НТВ развивалась на протяжении практически всех нулевых. Он начинал редактором в «Намедни» (устроившись туда в 2002 году), а уже в 2006-м возглавил дирекцию праймового вещания и фактически стал генеральным продюсером канала. Именно с именем Картозии связывают заметную эволюцию НТВ во второй половине 2000-х, когда в эфир стали выходить программы «Максимум» и «Русские сенсации». На телевидении впервые появились «желтые», скандальные передачи, тут же собравшие максимально высокие рейтинги. «В программе были десятки блестящих расследований, оттуда вышли почти все лучшие репортеры и продюсеры НТВ. Но задумывалась программа действительно как этакая тарантиновская пародия на итоговый информационный формат. И ее первые выпуски были с двойным дном, с подтекстом, с пародией на жанр», ― защищал Картозия свое детище.

Позже он сделал почти невозможное: вернул реальную, в том числе оппозиционную политику в эфир НТВ. В 2010-2011 годах появились программы «Центральное телевидение» и «НТВшники», причем первая по рейтингам обгоняла итоговые аналитические передачи «Первого» и телеканала «Россия». На телеканале творилось невероятное: вернулись ток-шоу, появилась критика власти, члены семьи Михаила Ходорковского выступали в эфире. После первых протестных митингов декабря 2011 года «Центральное телевидение» выдавало такие сюжеты, что висящий в углу экрана логотип НТВ, прочно ассоциировавшийся с желтой журналистикой, казался недоразумением.

Обе программы постоянно сталкивались с цензурой. Так, в октябре 2011 года с эфира был снят выпуск «НТВшников», посвященный скандальной встрече тогдашнего главы Росмолодежи Василия Якеменко с Ксенией Собчак, попрекнувшей чиновника обедом из устриц белон и шампанским Bellini. В том же месяце из программы «Центральное телевидение» был изъят сюжет о работе правозащитников в Чечне и деле похищенного там Ислама Умарпашаева. В апреле 2012 года в эфир не попал другой репортаж «Центрального телевидения» –– о деле профессора консерватории Анатолия Рябова, обвиненного в педофилии.

Кто-то должен был ответить за вольницу; ответственным назначили Картозию. Он уволился «по соглашению сторон» и под град комплиментов со стороны Владимира Кулистикова, что только подчеркивало некоторую нелепость этой отставки. Сейчас Картозия возглавляет холдинг «Проф-медиа ТВ», в который входят телеканалы «2х2», ТВ-3 и «Пятница» (бывший «MTV Россия»).

* * *

Павел Лобков начал работать на НТВ почти сразу после создания канала, став одним из самых узнаваемых репортеров телеканала. После ужесточения государственной цензуры он окончательно отошел от информационного вещания, сконцентрировавшись на программе «Растительная жизнь» ― по образованию Лобков ботаник, он окончил биофак Ленинградского госуниверситета. Лишь ненадолго, при Парфенове, Лобков вернулся в политический эфир. «Растительная жизнь» же просуществовала на НТВ шесть лет, с 2000-го до 2006-го. Затем Лобков на два года уходил на «Пятый канал», делать тележурнал о науке. В 2008-м вернулся на НТВ с тем, чтобы продолжить работать в жанре научпопа. Изредка появлялся в общественно-политической программе «Центральное телевидение», но с началом протестной зимы 2011-2012 года это быстро закончилось.

В 2012 году Лобков был уволен с НТВ в свойственной этому телеканалу манере ― явившись на работу, ведущий узнал, что его магнитный пропуск в здание больше не работает. «Я вам материал на кассетах, а вы мне — зарплату на карточку. Минимум личных отношений, минимум дружб, коллективных действий», ― так Лобков описывал последние годы работы на телеканале. Сейчас он ведет информационные передачи на телеканале «Дождь», где пользуется безусловным профессиональным авторитетом, особенно учитывая, что значительная часть сотрудников канала пришла туда, вообще не имея опыта работы на ТВ.

* * *

Бывший директор русской службы «Радио Свобода», обладатель канадского и итальянского паспортов Савик Шустер пришел на НТВ в 2001 году. На канале ему удавалось сочетать любовь к футболу с интересом к политике. Многие коллеги укоряли Шустера за то, что он сперва высказывался против Йордана, а потом согласился с ним работать. Примерно к тем временам относится и оценка, данная Шустеру нынешним руководителем канала Владимиром Кулистиковым: «Савик — человек рыночный».

Шустер вел топовое ток-шоу «Свобода слова», последнюю русскую программу с политическими дебатами в прямом эфире. Любовь к футболу реализовывалась в шоу «Третий тайм», комментирование матчей Лиги Чемпионов и в еженедельных полетах в Италию на матчи «Фиорентины». Шустер в первой половине нулевых высоко котировался, но, конечно, не так, как Парфенов. При этом существование Шустера на НТВ лишний раз доказывало, что уход Киселева и его команды не делает телеканал однозначно прогосударственным.

Третье возвращение на НТВ Владимира Кулистикова летом 2004-го (поруководив телеканалом в 2000-2002 годах, бывший соратник Киселева перешел на работу в ВГТРК) означало конец карьеры Шустера. «Свобода слова» была закрыта считанные недели спустя, но Шустер на телеканале остался, возглавив дирекцию документального кино.

В 2005 году закрыли и это подразделение, и в итоге Шустер перебрался на Украину, где можно свободно, в прямом эфире и на русском языке говорить о политике. Шустер и Евгений Киселев вели в Киеве два остро конкурирующих политических ток-шоу. Название «Свобода слова» Шустер увез с собой, позднее программа (в связи с переходом ведущего с канала ICTV на «Интер») стала называться «Свобода Савика Шустера». Сейчас он по-прежнему работает на «Интере» с программой «Шустер Live». И все так же иногда комментирует международные футбольные матчи.

* * *

Андрей Лошак получил всероссийскую известность как журналист «Намедни» и автор сюжетов, выходивших в программе «Профессия репортер». Темы для сюжетов были самыми разнообразными: от секс-туризма в Таиланде до уничтожения исторического центра Москвы при Юрии Лужкове (этот репортаж был снят с эфира руководством канала).

Лошак с его откровенно леволиберальными политическими взглядами продержался на НТВ до 2008 года. «Это школа Парфенова: все должно быть идеально снято и многократно перепроверено. Демократичный, по сравнению с другими звездами. Если тема была ему интересна, то он работал как одержимый», ― вспоминают работавшие с Лошаком бывшие сотрудники канала.

После НТВ Лошак сотрудничал со многими другими СМИ ― от телеканалов СТС и «Дождь» до журнала Esquire, где он был редакционным директором. В 2012 году он даже вернулся на НТВ с сериалом «Россия. Полное затмение». На полном серьезе Лошак рассуждал о всемирном заговоре против России, уколах бессмертия, могущественном гомосексуальном лобби и зомбирующих россиян настенных коврах. Многие зрители поверили, хотя фильм был снят в распространенном на Западе (но практически неизвестном в России) жанре mockumentary ― псевдодокументалистики. Провокация удалась.

После ухода с телевидения Лошак не раз выступал с громкими заявлениями на злободневные темы; в своих текстах защищал, например, права гомосексуалов и группу Pussy Riot. Последний серьезный его текст клеймит ксенофобов и анализирует деградацию протестного движения с 2011 года.

* * *

Екатерина Гордеева также окончила журфак МГУ. Она работала на НТВ с 2003-го по 2012-й. Снимала социально-ориентированные сюжеты и документальные фильмы: «Рублевские жены», «Обыкновенное чудо», «Достучаться до небес», «Мы не овощи», «Власть без тормозов», — выпускала программу «Русские не сдаются», в которой искала героев из обыкновенной жизни, «к сожалению или к счастью» живущих в России.

Самая известная последняя ее работа ― цикл «Победить рак». Так совпало, что одна из серий вышла всего через три дня после скандальной «Анатомии протеста», показанной в марте 2012 года. После этого Гордеева уволилась. «Вместо того чтобы рассказывать о первом в истории ТВ подробном и научном фильме о раке, я оправдывалась, объясняя, что “Анатомию протеста” сняла не я, не наша команда, не наша дирекция. Что в нашей дирекции готовят к эфиру блестящий выпуск программы “Центральное телевидение” и “Профессия: репортер”. Но все тонуло в сонме вопросов про приличия и “не стыдно ли тебе”», ― объясняла она.

* * *

Корреспондент Борис Корчевников был юной звездой НТВ первой половины нулевых. Он готовил репортажи и для ежедневной программы «Сегодня», и для «Намедни»; снимался в сериале «Кадеты»; затем два года вел на СТС передачу «Хочу верить» ― о тайнах и загадках планеты. А потом Корчевников пришел к богу. Пиком его карьеры стал документальный фильм «Не верю!» Ленту показал все тот же НТВ 20 января 2013 года. «Информационная кампания против церкви: действительно ли она была, или сгусток скверных новостей о патриархе и духовенстве — всего лишь совпадение? ― говорилось в анонсе к фильму с фирменными интонациями НТВ, намекающими, что конец света близок. ― Почему “вбросы” начались на фоне активно звучащих формулировок, что церковь — это “государствообразующий институт”, ”столп России”? Кому понадобилось этот “столп” расшатывать и почему во все времена удар по церкви становился ударом по России?» Корчевников не только защитил в фильме церковь, но и раскритиковал журналистов, с которыми работал раньше.

Бывшие коллеги и учителя Корчевникова фильм оценили. С репликами недоумения и даже жалости выступили многие: от Картозии до Парфенова. «Сам знаешь, как все бывшее "Намедни" содрогнулось уже от анонсов. Но что ты на личности перейдешь — не думали. Ни обиды, ни горечи. Только тебя жаль», ― написал Парфенов.

У Корчевникова теперь другие союзники. Он снялся в фильме Аркадия Мамонтова «Провокаторы», морально уничтожающем группу Pussy Riot. Этим летом Корчевников вел торжественный концерт на Красной площади, посвященный 1025-летию Крещения Руси. Сейчас работает на телеканале «Россия» в программе «Прямой эфир».

* * *

Асет Вацуева была одной из самых успешных находок НТВ середины нулевых. Чеченка, ведущая новости на федеральном канале (как правило, вместе с Алексеем Пивоваровым) ― это было очень сильно и стильно одновременно; ответ американской политике diversity ― этнического и религиозного разнообразия. Ведущую, именно чеченку, искал Леонид Парфенов, и тогда, в феврале 2003 года, ему порекомендовали Вацуеву, выпускницу журфака МГУ.

На канале она успешно проработала четыре года, после чего написала заявление об уходе по собственному желанию. А потом уехала из России в Великобританию. «Я была не согласна с тем, что там [в телекомпании] происходит, — заявила Вацуева «Ленте.ру». — Я ушла тихо и скромно, потому что у меня там работали прекрасные друзья». В Британии Вацуева устроилась продюсером в русскую службу «Би-би-си». Она по-прежнему работает там.

* * *

Еще одна выпускница журфака МГУ Юлия Панкратова сначала была редактором-международником, потом делала сюжеты о моде для «Намедни», с 2004-го вела информационные выпуски «Сегодня», а затем, вместе с Антоном Хрековым, ― итоговую передачу «Страна и мир». Однако она проиграла конкуренцию Ольге Беловой и ушла на «Первый канал», став одним из самых запоминающихся его лиц. «Работа с Парфеновым была, наверное, лучшим периодом в моей профессиональной жизни. Но сейчас все иначе. Я бы из “Намедни” и не ушла бы никуда, но к тому моменту, когда я появилась на “Первом”, программы уже два года не было в эфире. Я многому научилась в “Намедни” и сделала, наверное, свои выводы, ― рассказывала Панкратова российской версии журнала The Rolling Stone. ― Я стараюсь хорошо работать, но желания “порвать всех” во мне нет. Видимо, я нахожусь уже не в том возрасте, когда только этим и живешь».

* * *

Антон Красовский был одной из последних звезд НТВ. Он пришел на телеканал в 2009 году и в следующие три года был главным редактором «НТВшников» ― передачи, в которой обсуждались самые разнообразные общественно-политические темы: от роскошной жизни детей чиновников до смертной казни. Это была одна из самых рейтинговых программ последних лет, закрыли ее осенью 2012-го. Сам Красовский ушел немного раньше. В начале 2012 года стало известно, что он возглавит предвыборный штаб Михаила Прохорова на президентских выборах. Именно тогда Красовский оказался в довольно небанальной ситуации: его на всю страну разоблачал собственный же работодатель ― программу о Михаиле Прохорове, тоже разоблачительную, делала другая дирекция НТВ. В ней впервые ― еще на уровне скабрезных домыслов ― публично говорилось о гомосексуальности Красовского.

Уволившись, Красовский оказался в прокремлевском интернет-телепроекте «Контр-ТВ». История сотрудничества с генеральным продюсером телеканала Сергеем Минаевым получилась короткой, но яркой. В разгар кампании по поводу закона о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» (февраль 2013 года) Красовский в прямом эфире объявил: «Я гей, и при этом я такой же человек, как вы, мои дорогие зрители, как президент Путин, как премьер Медведев, как депутаты Государственной Думы». Президента и геев в одном контексте Красовскому не простили ― в ту же ночь он был уволен, его корпоративные аккаунты заблокированы, а всякое упоминание о нем вычищено с сайта «Контр-ТВ». Впоследствии Красовский вспоминал, что совершить самый громкий каминг-аут последних лет ему помогли предварительно выпитые 300 граммов виски. После увольнения некоторое время Красовский провел в США, а в одном из последних постов на фейсбуке написал, что ищет работу. Телеканал «Контр-ТВ» прекратил вещание в марте 2013-го, четыре месяца спустя после начала работы.

Источник - http://lenta.ru/articles/2013/10/25/ntv/

 

Web-студия "Art4Web"

Web-студия "Art4Web" специализируется на создании функциональных сайтов для организаций, предприятий, независимых специалистов, а также для частных лиц.

Комплекс действий включает в себя:

  • Определение целей и задач сайта, продумывание стратегии сайта, анализ аналогичных сайтов и целевой аудитории;
  • Разработку дизайна, максимально отвечающего целям, которые ставятся перед сайтом;
  • Необходимое проектирование и программирование баз данных;
  • Регистрация доменного имени на одном из хост-серверов и загрузка готового сайта на отведенное ему web-пространство;
  • Регистрация сайта в поисковых системах и каталогах, размещение счетчиков на сайте;
  • Дополнительно, по желанию Заказчика, мы готовы обеспечить поддержку (обновление информации), продвижение и развитие Вашего сайта, изготовление баннеров и др.

Сотрудничая с нами, Вам не придется отрываться от своих основных дел, так как всю работу над проектом мы берем на себя, а Вам необходимо будет только просматривать промежуточные этапы и высказывать свои пожелания.

Мы так же проведем бесплатное обучение сотрудников, которые будут заниматься поддержкой сайта в будущем, обеспечим консультации по всем вопросам, возникающим в процессе функционирования Интернет-представительства.



Copyright© Web-студия Art4Web. All Rights Reserved.